Владимир Прокопьев — о предложениях Ил Тумэна в законодательство об ООПТ

Недавно в Госдуме прошли парламентские слушания «Совершенствование правового регулирования в области развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации», в которых принял участие председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев. Мы попросили народного депутата рассказать, какие проблемные вопросы были поставлены им в Госдуме во время парламентских слушаний. О переводе земельных участков и постановке их на учет — Владимир Михайлович, на ваш взгляд, какие вопросы в сфере особо охраняемых природных территорий сегодня требуют правового регулирования? — В последнее время как в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», так и в смежное законодательство внесен ряд изменений, которые, с одной стороны, способствовали развитию системы особо охраняемых природных территорий, а с другой стороны — значительно ослабили их правовую защиту. Особенно хочу отметить положительные моменты, отраженные в федеральном законе от 14 октября 2014 года №307-ФЗ, в части уточнения полномочий государственных и муниципальных органов по осуществлению государственного надзора и муниципального контроля. Но все же отдельные его моменты так и остались нерешенными. Кроме этого, добавились проблемы, связанные с вступлением в силу федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В своем выступлении в Госдуме я обратил внимание депутатов на вопрос перевода земельных участков и постановке их на учет, который особенно остро стоит в регионах. В случае ООПТ федерального значения статус земель ясен — они являются землями особо охраняемых природных территорий. Но для региональных и местных ООПТ этот вопрос актуален, так как в большинстве случаев они расположены на землях лесного фонда. Кроме того, ввиду отсутствия в действующем законодательстве четкого определения, какими природными объектами являются отдельные категории особо охраняемых природных территорий, сведения о них вносятся в Государственный кадастр недвижимости в качестве земельных участков. Хотя, в соответствии с федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», ООПТ могут быть внесены в Государственный кадастр недвижимости в качестве земельных участков, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий. Это связано с тем, что в законе прямо не указано, что ООПТ должны вноситься в Государственный кадастр недвижимости как зоны с особыми условиями использования территорий. В связи с этим на парламентских слушаниях в Госдуме я предложил ввести норму, позволяющую перевести земли и земельные участки, расположенные в границах ООПТ регионального и местного значения, в категорию земель особо охраняемых природных территорий с изъятием земель у их правообладателей. А также законодательно установить перечень ООПТ, сведения о которых вносятся в Государственный кадастр недвижимости как зоны с особыми условиями использования территорий и отдельно перечень особо охраняемых природных территорий, сведения о которых вносятся в Государственный кадастр недвижимости как земельные участки. Отнести ООПТ к землям природоохран-ного назначения — Во-вторых, во время парламентских слушаний нами был поднят один из основных проблемных вопросов, который сегодня волнует жителей нашего северного региона: согласно федеральному закону №406-ФЗ, территории традиционного природопользования исключены из перечня особо охраняемых природных территорий и категории земель ООПТ. А ведь сегодня в Якутии, по данным Всероссийской переписи населения, проживают 32,9 тыс. представителей малочисленных народов Севера. На особо охраняемых природных территориях республики, включая природные парки и ресурсные резерваты, на площади около 16,4 млн га ведут свою традиционную деятельность 62 родовые общины коренных малочисленных народов Севера. По мнению авторов изменений, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ должны иметь больше возможностей для хозяйственного использования соответствующих территорий и находящихся на них природных ресурсов. Поэтому выбор должен быть сделан в пользу того, чтобы отнести земли территорий традиционного природопользования к землям природоохранного назначения. Но на деле это создало правовой вакуум: федеральным законом «О территориях традиционного природопользования» определено, что ТТП являются особо охраняемыми территориями, образованными для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, но при этом в Земельном кодексе не прописано, что данные территории относятся к особо охраняемым территориям, тем более они не отнесены к землям природоохранного назначения, как было заявлено авторами закона. Поэтому, выступая от имени Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я), я предложил прописать в Земельном кодексе РФ норму о том, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов относятся к землям природоохранного назначения особо охраняемых территорий. В-третьих, в последнее время обострился вопрос регулирования ресурсопользования в зависимости от установленной категории и режима ООПТ. Попытки изменить границы и категорию особо охраняемых природных территорий участились. И надо отметить, что изменения, внесенные ФЗ №406, это позволяют, так, государственный природный заповедник может быть преобразован в национальный парк со всеми вытекающими последствиями. На мой взгляд, нельзя допускать изменения категории ООПТ в отношении государственных природных заповедников. Государственные природные заповедники не должны менять свой статус. К сожалению, в действующем законе отсутствуют нормы, которые бы регулировали случаи изменения границ особо охраняемых природных территорий. Поэтому внес предложение такие случаи определить законами РФ и ее субъектов, в зависимости от значения особо охраняемых природных территорий. Кроме этого, предложил в федеральных законах «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об экологической экспертизе» прописать норму, обязывающую проводить государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих изменение границ и режима ООПТ и их охранных зон. Также в ходе парламентских слушаний обратил внимание депутатов Госдумы на то, что при масштабности территорий особо охраняемых природных территорий инспектор не имеет права на ношение служебного оружия. По данному вопросу парламент Якутии, а также представители многих других субъектов высказывались не раз, но вопрос так и не решается. Поэтому мы внесли предложение в рекомендации парламентских слушаний в адрес Правительства РФ инициировать внесение изменений в федеральный закон «Об оружии» в части разрешения на приобретение и использование охотничьего огнестрельного оружия должностным лицам государственных учреждений, которые осуществляют надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Леса существенно сокращаются из-за пожаров — Недавно в Ил Тумэне прошли парламентские слушания, где рассматривалось состояние лесоохранной деятельности в Якутии. К каким выводам пришли его участники? — Как известно, Якутия — самый крупный лесной регион России, площадь ее лесного фонда составляет 255 млн гектаров. Безусловно, есть проблемы, препятствующие повышению эффективности лесоохранной деятельности. На парламентских слушаниях было отмечено, что они носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия. В последние пять лет наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потере лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Ежегодные темпы сокращения лесов существенны, в основном за счет гибели от лесных пожаров. Так, с начала пожароопасного сезона 2014 года на территории республики было зарегистрировано 306 лесных пожаров, площадь, пройденная пожарами, составляет 1 269 453,94 га. Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного федерального лесного контроля и пожарного надзора в лесах привели к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала. В целом, в развитии лесного хозяйства накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Поэтому участники парламентских слушаний приняли рекомендации. В частности, парламенту Якутии рекомендовано создать рабочую группу по внесению предложений в Лесной кодекс РФ, а также рассмотреть вопрос о разработке проекта постановления «Об обращении Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) к министру природных ресурсов и экологии РФ по вопросу выделения финансовых средств для осуществления переданных полномочий в области лесных отношений». Правительству РС(Я) — принять неотложные меры по возмещению из федерального бюджета кредиторской задолженности, образовавшейся в связи с реализацией мероприятий по тушению лесных пожаров. Предусмотреть в бюджете 2015 года и последующих лет средства на разработку проекта противопожарного обустройства лесов республики, создание республиканского резерва сил и средств, поэтапное увеличение численности парашютно-десантной службы, пожарно-химических станций, лесных инспекторов в лесничествах, приобретение лесопожарной техники. Рассмотреть возможность выделения средств из инвестиционного бюджета республики на строительство, содержание объектов лесоохраны. Кроме этого, участники парламентских слушаний рекомендовали правительству республики рассмотреть вопрос повышения статуса Департамента по лесным отношениям РС(Я) до министерства либо государственного комитета республики, инициировать проведение выездного совещания Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ в г.Якутске по проблемным вопросам лесной отрасли, усилить работу по выделению из федерального бюджета финансовых средств на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений.Недавно в Госдуме прошли парламентские слушания «Совершенствование правового регулирования в области развития системы особо охраняемых природных территорий Российской Федерации», в которых принял участие председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев. Мы попросили народного депутата рассказать, какие проблемные вопросы были поставлены им в Госдуме во время парламентских слушаний. О переводе земельных участков и постановке их на учет — Владимир Михайлович, на ваш взгляд, какие вопросы в сфере особо охраняемых природных территорий сегодня требуют правового регулирования? — В последнее время как в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», так и в смежное законодательство внесен ряд изменений, которые, с одной стороны, способствовали развитию системы особо охраняемых природных территорий, а с другой стороны — значительно ослабили их правовую защиту. Особенно хочу отметить положительные моменты, отраженные в федеральном законе от 14 октября 2014 года №307-ФЗ, в части уточнения полномочий государственных и муниципальных органов по осуществлению государственного надзора и муниципального контроля. Но все же отдельные его моменты так и остались нерешенными. Кроме этого, добавились проблемы, связанные с вступлением в силу федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В своем выступлении в Госдуме я обратил внимание депутатов на вопрос перевода земельных участков и постановке их на учет, который особенно остро стоит в регионах. В случае ООПТ федерального значения статус земель ясен — они являются землями особо охраняемых природных территорий. Но для региональных и местных ООПТ этот вопрос актуален, так как в большинстве случаев они расположены на землях лесного фонда. Кроме того, ввиду отсутствия в действующем законодательстве четкого определения, какими природными объектами являются отдельные категории особо охраняемых природных территорий, сведения о них вносятся в Государственный кадастр недвижимости в качестве земельных участков. Хотя, в соответствии с федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», ООПТ могут быть внесены в Государственный кадастр недвижимости в качестве земельных участков, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий. Это связано с тем, что в законе прямо не указано, что ООПТ должны вноситься в Государственный кадастр недвижимости как зоны с особыми условиями использования территорий. В связи с этим на парламентских слушаниях в Госдуме я предложил ввести норму, позволяющую перевести земли и земельные участки, расположенные в границах ООПТ регионального и местного значения, в категорию земель особо охраняемых природных территорий с изъятием земель у их правообладателей. А также законодательно установить перечень ООПТ, сведения о которых вносятся в Государственный кадастр недвижимости как зоны с особыми условиями использования территорий и отдельно перечень особо охраняемых природных территорий, сведения о которых вносятся в Государственный кадастр недвижимости как земельные участки. Отнести ООПТ к землям природоохран-ного назначения — Во-вторых, во время парламентских слушаний нами был поднят один из основных проблемных вопросов, который сегодня волнует жителей нашего северного региона: согласно федеральному закону №406-ФЗ, территории традиционного природопользования исключены из перечня особо охраняемых природных территорий и категории земель ООПТ. А ведь сегодня в Якутии, по данным Всероссийской переписи населения, проживают 32,9 тыс. представителей малочисленных народов Севера. На особо охраняемых природных территориях республики, включая природные парки и ресурсные резерваты, на площади около 16,4 млн га ведут свою традиционную деятельность 62 родовые общины коренных малочисленных народов Севера. По мнению авторов изменений, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ должны иметь больше возможностей для хозяйственного использования соответствующих территорий и находящихся на них природных ресурсов. Поэтому выбор должен быть сделан в пользу того, чтобы отнести земли территорий традиционного природопользования к землям природоохранного назначения. Но на деле это создало правовой вакуум: федеральным законом «О территориях традиционного природопользования» определено, что ТТП являются особо охраняемыми территориями, образованными для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, но при этом в Земельном кодексе не прописано, что данные территории относятся к особо охраняемым территориям, тем более они не отнесены к землям природоохранного назначения, как было заявлено авторами закона. Поэтому, выступая от имени Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я), я предложил прописать в Земельном кодексе РФ норму о том, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов относятся к землям природоохранного назначения особо охраняемых территорий. В-третьих, в последнее время обострился вопрос регулирования ресурсопользования в зависимости от установленной категории и режима ООПТ. Попытки изменить границы и категорию особо охраняемых природных территорий участились. И надо отметить, что изменения, внесенные ФЗ №406, это позволяют, так, государственный природный заповедник может быть преобразован в национальный парк со всеми вытекающими последствиями. На мой взгляд, нельзя допускать изменения категории ООПТ в отношении государственных природных заповедников. Государственные природные заповедники не должны менять свой статус. К сожалению, в действующем законе отсутствуют нормы, которые бы регулировали случаи изменения границ особо охраняемых природных территорий. Поэтому внес предложение такие случаи определить законами РФ и ее субъектов, в зависимости от значения особо охраняемых природных территорий. Кроме этого, предложил в федеральных законах «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об экологической экспертизе» прописать норму, обязывающую проводить государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих изменение границ и режима ООПТ и их охранных зон. Также в ходе парламентских слушаний обратил внимание депутатов Госдумы на то, что при масштабности территорий особо охраняемых природных территорий инспектор не имеет права на ношение служебного оружия. По данному вопросу парламент Якутии, а также представители многих других субъектов высказывались не раз, но вопрос так и не решается. Поэтому мы внесли предложение в рекомендации парламентских слушаний в адрес Правительства РФ инициировать внесение изменений в федеральный закон «Об оружии» в части разрешения на приобретение и использование охотничьего огнестрельного оружия должностным лицам государственных учреждений, которые осуществляют надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Леса существенно сокращаются из-за пожаров — Недавно в Ил Тумэне прошли парламентские слушания, где рассматривалось состояние лесоохранной деятельности в Якутии. К каким выводам пришли его участники? — Как известно, Якутия — самый крупный лесной регион России, площадь ее лесного фонда составляет 255 млн гектаров. Безусловно, есть проблемы, препятствующие повышению эффективности лесоохранной деятельности. На парламентских слушаниях было отмечено, что они носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия. В последние пять лет наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потере лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Ежегодные темпы сокращения лесов существенны, в основном за счет гибели от лесных пожаров. Так, с начала пожароопасного сезона 2014 года на территории республики было зарегистрировано 306 лесных пожаров, площадь, пройденная пожарами, составляет 1 269 453,94 га. Недостаточное финансирование охраны лесов от пожаров и отсутствие эффективной системы государственного федерального лесного контроля и пожарного надзора в лесах привели к многочисленным нарушениям правил пожарной безопасности, снижению до критического состояния уровня профилактики и тушения лесных пожаров, истощению материально-технической базы и сокращению кадрового потенциала. В целом, в развитии лесного хозяйства накопились системные проблемы, которые при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Поэтому участники парламентских слушаний приняли рекомендации. В частности, парламенту Якутии рекомендовано создать рабочую группу по внесению предложений в Лесной кодекс РФ, а также рассмотреть вопрос о разработке проекта постановления «Об обращении Госсобрания (Ил Тумэн) РС(Я) к министру природных ресурсов и экологии РФ по вопросу выделения финансовых средств для осуществления переданных полномочий в области лесных отношений». Правительству РС(Я) — принять неотложные меры по возмещению из федерального бюджета кредиторской задолженности, образовавшейся в связи с реализацией мероприятий по тушению лесных пожаров. Предусмотреть в бюджете 2015 года и последующих лет средства на разработку проекта противопожарного обустройства лесов республики, создание республиканского резерва сил и средств, поэтапное увеличение численности парашютно-десантной службы, пожарно-химических станций, лесных инспекторов в лесничествах, приобретение лесопожарной техники. Рассмотреть возможность выделения средств из инвестиционного бюджета республики на строительство, содержание объектов лесоохраны. Кроме этого, участники парламентских слушаний рекомендовали правительству республики рассмотреть вопрос повышения статуса Департамента по лесным отношениям РС(Я) до министерства либо государственного комитета республики, инициировать проведение выездного совещания Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ в г.Якутске по проблемным вопросам лесной отрасли, усилить работу по выделению из федерального бюджета финансовых средств на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений.