Подходы к зонированию территории и приоритетам тушения лесных пожаров могут быть пересмотрены
О необходимости такого шага заявил руководитель Рослесхоза — заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Иван Валентик на селекторном совещании, посвященном итогам пожарного сезона в лесах России и задачах по профилактике и предупреждению лесных пожаров в 2015 г. Мероприятие прошло под председательством главы Минприроды России Сергея Донского. «Многолетние данные показывают, что площади лесных пожаров не могут быть единственной характеристикой для оценки лесопожарного сезона», — пояснил И.Валентик. Так, сезон 2010 г., когда был причинен наибольший ущерб не только лесам, но населенным пунктам и объектам экономики, не был очень выдающимся по площадям пожаров. Проблема в том, что горели леса в густонаселенных районах европейской части страны. В текущем году в ряде пилотных регионов проведена работа по зонированию территории лесного фонда согласно уровням охраны лесов от пожаров. «Очевидно, что пора менять существующие подходы и стереотипы по тушению всех лесных пожаров. От тушения части лесных пожаров на труднодоступных территориях, где затраты на их тушение экономически нецелесообразны, вероятно, придется отказаться», — отметил И.Валентик. Всего с начала пожароопасного сезона 2014 г. в лесах РФ возникло более 17 тыс. лесных пожаров на площади 3,7 млн. га. Из них на территории лесного фонда — 16 тыс. пожаров на площади 3,6 млн. га. Более 80% пожаров возникло по вине человека, в том числе по причине перехода огня от неконтролируемых выжиганий сухой травы или сельхозпалов на землях сельхозназначения, землях запаса, населенных пунктов и земель иных категорий. Особенностью сезона стало то, что большая часть лесных пожаров возникла в результате сухих гроз в труднодоступных и малонаселенных районах, куда сложно было доставить силы и средства пожаротушения. На указанных территориях площадь пожаров составила более 2 млн.га. Отсутствие снежного покрова привело к тому, что пожароопасный сезон наступил на 4 месяца раньше среднестатистического. Первый пожар в 2014 г. возник в Приморском крае 4 января. Более 200 дней с чрезвычайно высоким — 5 классом пожарной опасности сложились в Республике Тыва, Красноярском крае, Приморье. В ряде регионов количество дней с 5 классом пожарной опасности увеличилось более чем в 3 раза (Приморский и Забайкальский края в 7 и в 3 раза соответственно). Наиболее напряженная лесопожарная ситуация в текущем году сложилась в 5 субъектах РФ: в Республике Саха (Якутия), Забайкальском и Приморском краях, Амурской и Иркутской областях. На данные регионы пришлось около 30% от всех лесных пожаров и более 80% от пройденной огнем площади. «Когда регионы не могут самостоятельно справиться и взять под контроль развитие лесопожарной ситуации, приходится задействовать силы федерального резерва и прибегать к помощи других регионов в рамках межрегионального маневрирования», — подчеркнул руководитель Рослесхоза. По словам И.Валентика, для стабилизации лесопожарной обстановки в 8 наиболее горимых регионов привлекались силы парашютно-десантной пожарной службы Рослесхоза (ПДПС) в которые для ликвидации ЧС было переброшено более 2 тысяч работников. При этом необходимо отметить, что согласно сводным планам тушения лесных пожаров, только в 5 наиболее пострадавших от огня регионах должны были тушить пожары более 22,4 тыс. человек (13,6 тыс. единиц техники ) Силами ПДПС были потушены лесные пожары на площади более 1,6 млн. га, что составляет более трети всех лесных пожаров. Предотвращен возможный переход огня на территорию 52 населенных пунктов и объектов экономики. Благодаря профессиональным и умелым действиям службы ПДПС удалось предотвратить ущерб лесному фонду на сумму 17 млрд. руб. «Очевидно, что региональным властям стоит задуматься о качестве планов тушения, оперативности реагирования, а также подготовке профессиональных лесопожарных формирований. Особое внимание регионам стоит обратить на новые возможности для создания профессиональных специализированных организаций по охране лесов от пожаров, которые появились в рамках 27-ФЗ», – пояснил И.Валентик. Напомним, в 2014 г. режим ЧС в лесах вводился в 19 субъектах РФ. В основном режим ЧС вводился в Сибирском ФО – в 7 субъектах и Дальневосточном ФО – в 6 субъектах. Особый противопожарный режим вводился в 59 субъектах Российской Федерации. «К сожалению, в этом году осталась нерешенная проблема несвоевременного введения режимов ЧС. В Иркутской области, Забайкальском, Красноярском и Приморском краях режим ЧС был введен с недопустимым опозданием», — отметил И.Валентик. Так, почти месяц власти Иркутской области не замечали и по существу не признавали неблагоприятное развитие лесопожарной ситуации в области, из-за чего органы лесного хозяйства вынуждены были в одиночку бороться со стихией. В результате область стала одним из лидеров по площадям лесных пожаров. Между тем, при оперативном принятии решений и незамедлительном привлечении сил федерального резерва, площадь пожаров, понесенные затраты, а также ущерб могли быть значительно меньше. «В будущем субъектам РФ необходимо более оперативно реагировать на развитие чрезвычайной лесопожарной ситуации и незамедлительно вводить режимы ЧС соответствующего уровня. В свою очередь, Минприроды России подготавливает изменения в критерии введения соответствующих режимов ЧС, установленные 376-м постановлением Правительства РФ», — резюмировал И.Валентик.О необходимости такого шага заявил руководитель Рослесхоза — заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Иван Валентик на селекторном совещании, посвященном итогам пожарного сезона в лесах России и задачах по профилактике и предупреждению лесных пожаров в 2015 г. Мероприятие прошло под председательством главы Минприроды России Сергея Донского. «Многолетние данные показывают, что площади лесных пожаров не могут быть единственной характеристикой для оценки лесопожарного сезона», — пояснил И.Валентик. Так, сезон 2010 г., когда был причинен наибольший ущерб не только лесам, но населенным пунктам и объектам экономики, не был очень выдающимся по площадям пожаров. Проблема в том, что горели леса в густонаселенных районах европейской части страны. В текущем году в ряде пилотных регионов проведена работа по зонированию территории лесного фонда согласно уровням охраны лесов от пожаров. «Очевидно, что пора менять существующие подходы и стереотипы по тушению всех лесных пожаров. От тушения части лесных пожаров на труднодоступных территориях, где затраты на их тушение экономически нецелесообразны, вероятно, придется отказаться», — отметил И.Валентик. Всего с начала пожароопасного сезона 2014 г. в лесах РФ возникло более 17 тыс. лесных пожаров на площади 3,7 млн. га. Из них на территории лесного фонда — 16 тыс. пожаров на площади 3,6 млн. га. Более 80% пожаров возникло по вине человека, в том числе по причине перехода огня от неконтролируемых выжиганий сухой травы или сельхозпалов на землях сельхозназначения, землях запаса, населенных пунктов и земель иных категорий. Особенностью сезона стало то, что большая часть лесных пожаров возникла в результате сухих гроз в труднодоступных и малонаселенных районах, куда сложно было доставить силы и средства пожаротушения. На указанных территориях площадь пожаров составила более 2 млн.га. Отсутствие снежного покрова привело к тому, что пожароопасный сезон наступил на 4 месяца раньше среднестатистического. Первый пожар в 2014 г. возник в Приморском крае 4 января. Более 200 дней с чрезвычайно высоким — 5 классом пожарной опасности сложились в Республике Тыва, Красноярском крае, Приморье. В ряде регионов количество дней с 5 классом пожарной опасности увеличилось более чем в 3 раза (Приморский и Забайкальский края в 7 и в 3 раза соответственно). Наиболее напряженная лесопожарная ситуация в текущем году сложилась в 5 субъектах РФ: в Республике Саха (Якутия), Забайкальском и Приморском краях, Амурской и Иркутской областях. На данные регионы пришлось около 30% от всех лесных пожаров и более 80% от пройденной огнем площади. «Когда регионы не могут самостоятельно справиться и взять под контроль развитие лесопожарной ситуации, приходится задействовать силы федерального резерва и прибегать к помощи других регионов в рамках межрегионального маневрирования», — подчеркнул руководитель Рослесхоза. По словам И.Валентика, для стабилизации лесопожарной обстановки в 8 наиболее горимых регионов привлекались силы парашютно-десантной пожарной службы Рослесхоза (ПДПС) в которые для ликвидации ЧС было переброшено более 2 тысяч работников. При этом необходимо отметить, что согласно сводным планам тушения лесных пожаров, только в 5 наиболее пострадавших от огня регионах должны были тушить пожары более 22,4 тыс. человек (13,6 тыс. единиц техники ) Силами ПДПС были потушены лесные пожары на площади более 1,6 млн. га, что составляет более трети всех лесных пожаров. Предотвращен возможный переход огня на территорию 52 населенных пунктов и объектов экономики. Благодаря профессиональным и умелым действиям службы ПДПС удалось предотвратить ущерб лесному фонду на сумму 17 млрд. руб. «Очевидно, что региональным властям стоит задуматься о качестве планов тушения, оперативности реагирования, а также подготовке профессиональных лесопожарных формирований. Особое внимание регионам стоит обратить на новые возможности для создания профессиональных специализированных организаций по охране лесов от пожаров, которые появились в рамках 27-ФЗ», – пояснил И.Валентик. Напомним, в 2014 г. режим ЧС в лесах вводился в 19 субъектах РФ. В основном режим ЧС вводился в Сибирском ФО – в 7 субъектах и Дальневосточном ФО – в 6 субъектах. Особый противопожарный режим вводился в 59 субъектах Российской Федерации. «К сожалению, в этом году осталась нерешенная проблема несвоевременного введения режимов ЧС. В Иркутской области, Забайкальском, Красноярском и Приморском краях режим ЧС был введен с недопустимым опозданием», — отметил И.Валентик. Так, почти месяц власти Иркутской области не замечали и по существу не признавали неблагоприятное развитие лесопожарной ситуации в области, из-за чего органы лесного хозяйства вынуждены были в одиночку бороться со стихией. В результате область стала одним из лидеров по площадям лесных пожаров. Между тем, при оперативном принятии решений и незамедлительном привлечении сил федерального резерва, площадь пожаров, понесенные затраты, а также ущерб могли быть значительно меньше. «В будущем субъектам РФ необходимо более оперативно реагировать на развитие чрезвычайной лесопожарной ситуации и незамедлительно вводить режимы ЧС соответствующего уровня. В свою очередь, Минприроды России подготавливает изменения в критерии введения соответствующих режимов ЧС, установленные 376-м постановлением Правительства РФ», — резюмировал И.Валентик.